Проблемы Никополя - где и с кем их решать.

5 августа 2017
Проблемы Никополя - где и с кем их решать.

 «Визит-Венал».

В настоящее время готовится проект экологической программ города, реализация которой после утверждения городским советом начнется в следующем году.


Распоряжением городского головы создана рабочая группа. В ее состав включены и представители общественных организаций. С чего же необходимо начинать такую работу? Прежде всего, с постановки целей и задач, отчета о выполнении существующей программы.

И главное, разобраться можно ли с реализацией утвержденных программ решить эколого-социальные проблемы города? Безусловно, нет! Поэтому закон о местном самоуправлении в обязанности исполнительных структур городского совета предусматривает разработку экологической программы и предоставления ее на утверждение городскому совету совместно с предложениями к соотвествущей областной программе.

Однако к настоящему времени обсуждать пока что нечего. Заявление одного из ведущих чиновников на последнем заседании рабочей группы о том, что экологическая программа не имеет никакого отношения к медико - социальным проблемам города, стало побудительным мотивом подготовить этот материал.

Первая городская долгосрочная программа по охране окружающей среды и региональному использованию природных ресурсов до 2005 года была принята в июне 1990 года. Она разработана на основе научно - исследовательской работы, выполненной Приднепровским научным центром Академии Наук УССР.

В декабре 1989 года принято постановление Верховного Совета СССР «О неотложных мерах экологического оздоровления страны ...». В обосновании Постановления в перечне городов с высоким индексом загрязнения атмосферы есть и наш город. Замечу, что этот результат подтвердился бы и сегодня, если учесть предприятия - загрязнители соседней области.

Аналогичную картину получим и со сбросами в поверхностные воды. Прежде, чем продолжить тему, приведу выводы из вышеупомянутого отчета. Раздел 1.4. Анализ состояния здоровья населения г. Никополя (стр. 43-52) «столь важный показатель состояния здоровья населения, как онкологическая заболеваемость имеет в г. Никополе опережающий рост за последние 13 лет по сравнению с другими городами области..... (стр. 49)....»

Материалы этого раздела свидетельствуют о том, что экологическая обстановка, сложившаяся в г. Никополе, отрицательно влияет на здоровье населения, что подтверждается постоянным ухудшением основных показателей здоровья» (стр. 52.) Однако эти выводы и подходы забыты и проигнорированы при разработке действующей с изменениями и дополнениями городской программы, принятой в 2003 году.

Основой для такого ответственного документа, как новая городская экологическая программа, должен быть медико - экологический аудит или другая научно - исследовательская работа. К большому сожалению, город не имеет такого обоснования. К нему нельзя отнести работу Харьковского НИИ ЭП, выполненной в рамках канадского гранта городу. Показательной оценкой этой работе и причетной к ней Никопольському Агентству регионального развития, служит то, что на выводы этой работы ссылается Кабинет Министров, отвергая требования города.

В прошлом созыве три депутата городского совета создали общественную организацию Никопольское Агентство регионального развития. Два из них пребывает в нынешним созыве и непосредственно причетны к разработке экологической программы. Хочется надеяться, что на очередном заседании рабочей группы сможем ознакомиться в проектом новой программы и отчетом о выполнении существующей программы.

Считаю, что эта проблема должна выйти на более широкий уровень для обсуждения перед принятием решения. Как кстати и намеченное городской властью обсуждение условий продления срока эксплуатации третьего блока ЗАЭС. Главный вывод - местной власти для решения городских проблем необходимо выходить на областной и государственный уровни со своими, надлежащим образом разработанными и утвержденными, предложениями и требованиями.

В. Сандул. член НСЖУ.