Дистанционное обучение: как родителям помочь ребенку

15 января 2021
Дистанционное обучение: как родителям помочь ребенку

Сколько бы споров ни было по этому поводу, локдаун продолжается. А потому детям нужно привыкнуть к новой форме обучения. А родителям — помочь им в этом и сделать все для того, чтобы учеба была эффективной.

Для этого на сайте образовательного омбудсмена Украины появились ответы на часто задаваемые вопросы. Среди них не только советы, как усовершенствовать образование, но и разъяснения касаемо сложных и непонятных вопросов.


  • Как дистанционное образование должно быть организовано?

Образовательные учреждения должны были заранее подготовиться к дистанционному обучению. А именно — определить формы учебы (онлайн-форумы, консультации, вебинары, виртуальные экскурсии), выбрать и одобрить электронные инструменты, онлайн-сервисы  и платформы, при помощи которых и будут проводить занятия. При этом не менее 30% времени обучения должны проходить в синхронном режиме, а 70% —  в асинхронном. Что это такое — в следующем подпункте.

  • Что такое асинхронный и синхронный режим обучения?

В асинхронном режиме учитель дает задания и учебные материалы школьникам для самостоятельной работы. Ученики выполняют задачу в удобное для себя время и темпе, а после этого обсуждают с учителем. Синхронный режим — это совместная работа с учителем в реальном времени, в прямом эфире. Учащиеся могут задать вопрос сразу после того, как получили информацию, и обсудить ее. В таком формате проводят онлайн-уроки.

  • Должен ли учитель проводить онлайн-уроки?

Да. Это его обязанность. А в указе образовательного учреждения должна быть подробно расписанная программа, в которой подробно описана дистанционная программа конкретно в этой школе, а также синхронные и асинхронные режимы обучения. При этом важно соблюдать пропорции, указанные в первом подпункте. Учитывая эти нормы, учитель не может просто дать задания в Вайбере, проверить его и выставить оценки. Это лишь часть обучения, которая должна быть дополнена онлайн-уроками.

  • Сколько должны длиться занятия?

Как показал опыт, продолжительность онлайн-уроков в 30-40 минут — неэффективно, поскольку ребенок быстро устает и перестает воспринимать информацию. Существуют определенные требования к тому, сколько ученик может работать с компьютерами или гаджетами на уроке. Так, для учащихся 1 классов — не больше 10 минут, 2-4 классов — не более 15 минут, 5-7 классов — не более 20 минут, 8-9 классов — 20-25 минут. Если уроки парные для учеников 10-11 классов, то первое занятие должно длиться не дольше 25-30 минут, а второе — 15-20 минут. При этом учитель должен чередовать умственную и физическую деятельность, предлагая ученикам различные упражнения для разминки.

  • На каких платформах  можно организовать дистанционное обучение?

Это решает педагогический совет учебного заведения. Однако образовательный омбудсмен советует использовать одну или две платформы — так будет удобнеем родителям и ученикам нем запутаться в использовании электронных ресурсов. Обращают внимание на G Suite for Education — Google Classroom, Google Meet и другое.  Это бесплатный пакет программ и инструментов от Google.

  • Учитель и/или директор школы отказывается проводить онлайн-обучение из-за того, что у преподавателей старые телефоны и компьютеры или необходимое оборудование отсутствует вообще. Что делать?

Основатель учебного заведения должен организовать системно-техническое обеспечение для дистанционного обучения в школе, а руководитель учреждения в рамках полномочий может давать во временное пользование педагогам персональные компьютеры.  Все это указано в Положении о некоторых вопросах организации дистанционного обучения. И если таких правил в вашей школе не придерживаются, о них стоит напомнить директору школы в письменном виде. Если и это не помогло, обращайтесь в управление образования и требуйте решить проблему. По такому же алгоритму следует действовать и в случае, если учитель отказывается проводить онлайн-обучение без какой-либо причины.

  • Как будут оценивать учеников?

На усмотрение дирекции школы остаются формы (личное или дистанционное) и режимы (синхронный или асинхронный), в которых будут проводить оценивание, а также выбор инструментов и платформ для этого, сроки оценивания для тех, кто пропустил онлайн-занятия. Однако все процедуры должны быть выполнены с учетом академической добросовестности. Результаты итоговых, текущих и формовочных оцениваний должны фиксироваться в журнале — электронном или печатном.

  • Как проходит дистанционное обучение у детей с особыми образовательными потребностями?

Здесь должны учитываться потребности ребенка. Возможно использование дополнительных технологий — озвучивание данных на экране, звуковое сопровождение текста, субтитры, специальные клавиатуры. Ассистент учителя и/или ассистент ученика также принимает участие в образовательном процессе даже во время дистанционного обучения. С учетом тех же потребностей с ребенком проводят дополнительные психолого-педагогические и коррекционно-развивающие занятия. В случае необходимости дистанционное обучение педагоги могут проводить по индивидуальному плану. Если при чрезвычайных обстоятельствах дети с индивидуальными образовательными потребностями не могут пройти оценивание, такую возможность им должны предоставить лично после окончания карантина по окончании или до начала нового учебного года.

  • Что делать, если в семье нет ноутбука, современного телефона или быстрого интернета?

Департамент образования и науки в Киеве собрал ряд рекомендаций как выход из ситуации. Так, администрация учебных заведений со Службой по делам детей и семьи собирает информацию о детях, которые весной в 2020 году н6е проходили дистанционное обучение. Далее определяют детей из социально незащищенных и малоимущих семей, а также тех, у которых нет технической возможности проходить обучение. Для них составляют график учебного процесса в школьных кабинетах с учетом санитарных норм и карантинных мер.

  • Как перевести ребенка на дистанционное обучение не только во время локдауна, но и на весь учебный год?

Стоит сразу отметить, что не во всех учебных заведениях возможно дистанционное обучение. Список тех учреждений, где такая возможность есть, ищите в управлении (департаменте) образования. После определения места учебы родители подают заявление руководителю учебного заведения. В заявлении они должны указать, есть ли все необходимые условия для проведения дистанционного обучения в различных режимах (доступ к Интернету, персональный компьютер). Перевести и зачислить ребенка в группу дистанционного обучения можно до начала нового учебного года или семестра. Такая форма образования доступна всем при желании родителей и ученика.

  • Что делать, если учитель не владеет современными технологиями и из-за этого не проводит урок?

Сегодня владение цифровыми навыками и технологией проведения дистанционного образования — э то потребность. И для педагогов есть много возможностей пройти курс, семинар, тренинг или другие занятия по освоению компьютерной грамотности. Об этом родителям следует поговорить с классным руководителем или директором школы. А пока учитель проходит обучение, руководство учебного заведения должно предложить альтернативу проведения дистанционного образования.

  • Что делать, если во время дистанционного обучения учитель на уроках разговаривает с учениками на русском, а не на украинском?

Это является нарушением Закона Украины «Об образовании». Согласно ему,  языком образовательного процесса является государственный. Обратитесь с этим вопросом к классному руководителю. Если результатов это не принесло, обсудите ситуацию с руководством школы. В случае игнорирования этой проблемы на школьном уровне, идите в управление/департамент образования. Также помочь могут образовательный и языковой омбудсмены.

  • Можно ли попросить учителя записать онлайн-урок и дать к нему доступ родителям? Или позволить ребенку записать онлайн-урок?

Бывают случаи, когда ребенок один дома и не может самостоятельно открыть компьютер или справиться с техническими вопросами. В таком случае была бы кстати запись урока. Но прежде, чем его записывать, следует поставить в известность учителя, поскольку по  Конституции запрещено собирать, хранить, использовать и распространять конфиденциальную информацию о человеке без его согласия, кроме отдельных случаев (интересы национальной безопасности, права человека и экономическое благосостояние). Однако если во время урока учитель совершает определенные действия или ведет себя так, что нарушает права человека, съемка без его согласия позволяется.

СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДОМА

  1. Планируйте весь день с утра и следите за его распорядком. Распечатайте и повесьте перед ребенком расписание занятий, если его предполагает дистанционное обучение в школе. Если его нет, составьте сами и все равно повесьте.
  2. Выберите вместе с ребенком «дресс-код»  — одежду, в котором он будет заниматься. Это поможет школьнику сосредоточиться на учебе и «войти в роль ученика».
  3. Организуйте рабочее место. Оно должно быть хорошо освещенным, удобным и со всем необходимым оборудованием
  4. Чередуйте учебу с отдыхом. Помните, что глаза ребенка устают от монитора во время уроков, поэтому его отдых должен быть без использования гаджетов. Не забывайте и об активной деятельности ребенка — прогулки на свежем воздухе, танцы и зарядка положительно скажутся на общем состоянии ученика.
  5. Разработайте систему поощрений. Но без финансовых вознаграждений. За успехи в учебе лучше «награждать» впечатлениями — просмотром кино, чтением книг, прогулками, мини-путешествиями. Своеобразный wish-list можно креативно оформить вместе с ребенком и повесить на видном месте — для лучшей мотивации.
  6. Фиксируйте успехи ребенка, и не только оценки. Например, ребенок быстро понял тему, внимательно прослушал материал, прочитал книгу или выучил стих — обязательно все записывайте или проговаривайте вслух. Детей очень мотивирует и поддерживает тот факт, что родители обращают внимание на их старания и успехи.

София Елагина.

Источник: https://nikopol.informator.ua